А.Л.ЧИРВА,
адвокат специализированной
юридической консультации №2
Минской городской коллегии адвокатов

Субъекты хозяйствования всегда стремятся минимизировать суммы налогов. Плохо, когда для этого используются услуги так называемых лжепредпринимательских структур и фиктивные первичные учетные документы. Вместе с тем бестоварный характер сделки влечет не только доначисление сумм налогов контрагентам, но и административную ответственность. Как юристу минимизировать бизнес-риски и удостовериться, что новый контрагент не лжепредпринимательская структура?

Указ N 488: основания для включенияв реестр

Указ N 488 <1> определяет условия, на основании которых субъект хозяйствования включается в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. В частности:

- деятельность субъекта имеет признаки лжепредпринимательства (есть приговор суда, который вступил в законную силу);

- бланки строгой отчетности и (или) текущие счета в банках субъект использовал, чтобы осуществлять незаконную предпринимательскую деятельность (есть приговор суда, который вступил в законную силу);

- на счета субъекта поступала выручка, были объекты налогообложения, но налоговые органы получали декларации (расчеты), свидетельствовавшие об обратном, либо субъект не представлял налоговые декларации два отчетных периода подряд;

- сумма денежных средств, поступившая на счет субъекта, за месяц превысила 5000 базовых величин, и при этом руководитель, индивидуальный предприниматель не знает о фактических обстоятельствах движения по счету;

- фактически от имени субъекта действовало неуполномоченное лицо;

- печати, бланки строгой отчетности находятся у неуполномоченного лица или лица, которому законодательство запрещает передавать печати, бланки и платежные инструменты;

- субъект хозяйствования находится не в том месте, которое указывается в учредительных документах (проживает не в том месте, которое указывается в свидетельстве о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), и не уведомил об этом регистрирующий орган;

- руководитель организации, индивидуальный предприниматель или иное уполномоченное лицо без уважительных причин не представляют документы, запрашиваемые МНС, Комитетом госконтроля, Минфином, правоохранительными органами и судами, либо не являются по вызову (приглашению) этих органов.

Новый контрагент - лжепредприниматель?

Сейчас проверим!

Согласно Указу N 488 субъекты хозяйствования обязаны проверять, соответствуют ли первичные учетные документы требованиям законодательства, в том числе принадлежат ли они отправителю товара и считается ли действительным бланк такого документа.

Исходя из этого, предлагаем субъектам хозяйствования, которые приобретают или реализуют ТМЦ, а также совершают иные хозяйственные операции, следующий алгоритм.

  1. 1. Мониторьте реестр.

Рекомендуем постоянно мониторить реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

На заметку

Реестр, созданный МНС, содержит такие сведения, как:

- наименование коммерческой организации;

- фамилия, собственное имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

- учетный номер плательщика;

- основание (основания) и дата включения субъекта предпринимательской деятельности.

Сведения из реестра можно найти на официальном сайте МНС. Они открытые и общедоступные.

  1. 2. Наводите справки о деловой репутацииконтрагента.

Целесообразно еще на преддоговорной стадии выяснить, возбуждались ли в отношении контрагента уголовные дела по ст. 233, 234, 243 УК.

Например, одно из оснований, по которому субъект включается в реестр, - вступивший в силу приговор суда. Причем суд должен установить признаки лжепредпринимательства либо то, что бланки строгой отчетности субъекта, его текущие банковские счета использовались при совершении преступлений, предусмотренных ст. 233 УК. Такую информацию можно найти в соответствующей графе реестра.

  1. Подписывайте договор напрямую с руководителем.

Вы все еще заключаете договоры с помощью почтовой, факсимильной связи? В наше время пора отказаться от подобной практики. Рекомендуем предпочесть вариант, когда договоры заключаются (подписываются) напрямую при непосредственном участии руководителя субъекта хозяйствования.

  1. Проверяйте соответствие пунктов погрузки (разгрузки).

В ходе договорных отношений (в частности, при поставке ТМЦ) необходимо проверить, соответствуют ли пункты погрузки ТМЦ, юридический адрес отправителя ТМЦ фактическому местоположению. Узнайте, какими транспортными средствами владеет и пользуется перевозчик, его данные и иные реквизиты, которые указываются в бланках строгой отчетности. Сравните их с фактическими.

  1. Практикуйте самостоятельное налогообложение.

Если после совершения хозяйственной операции вы установите, что контрагент числится в реестре, до начала проверочных мероприятий самостоятельно проведите ее налогообложение в соответствии с подп. 1.11 п. 1 Указа N 488.

Обратите внимание

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, иное обязанное лицо не уплатили или не полностью уплатили налог, сбор (пошлину), это не всегда считается административным правонарушением. Неприятных последствий не будет, когда эти лица по предписанию органа финансовых расследований Комитета госконтроля до назначения проверки представят в налоговый орган налоговую декларацию (расчет) с изменениями и (или) дополнениями и в полном размере уплатят необходимую сумму <3>.

Делаем выводы

Указ N 488 никак не повлиял на критерии, по которым действия лица оцениваются с точки зрения наличия признаков состава преступления, предусмотренного ст. 243 УК.

В частности, независимо от того, какие суммы налогов доначисляются, исходя из требований Указа N 488 сам по себе такой факт не образует признаков уклонения от уплаты налогов, сборов. Следовательно, нет оснований для возбуждения уголовного дела по вышеназванной статье.

Констатировать, что в действиях лица есть признаки преступления, предусмотренного ст. 243 УК, можно лишь тогда, когда лицо умышленно стремилось минимизировать налоги, сборы, пошлины. Это значит, что субъект хозяйствования:

1) самостоятельно за наличный расчет приобретал ТМЦ, и обстоятельства операции, указанные в первичных учетных документах, не соответствовали фактическим обстоятельствам;

2) оформлял в обоснование бестоварных хозяйственных операций фиктивные первичные учетные документы, которые не отражали фактической сути хозяйственных операций;

3) непосредственно либо с помощью третьих лиц взаимодействовал с представителями лжепредпринимательских структур и совершал незаконные хозяйственные операции, чтобы обналичить либо обезналичить денежные средства, например получал их в обмен на перечисленные безналичные за якобы имевшую место поставку ТМЦ и наоборот;

4) отражал в налоговых декларациях (расчетах), подаваемых в территориальную ИМНС, не соответствующие действительности и умышленно искаженные сведения об объектах налогообложения по проведенным с лжепредпринимательской структурой хозяйственным операциям.

Рекомендации

Чтобы минимизировать риски, в том числе финансовые, следует наладить на предприятии надлежащий контроль за сделками с контрагентами. С этой целью можно разработать, например, подробную инструкцию для работников, которые участвуют в оформлении договоров.

дизайн и разработка - svh.by

Заказ звонка

 
Закрыть закрыть окно
Мы получили вашу заявку и свяжемся с вами в ближайшее время.
Закрыть
Главная О себе Специализация Гонорар Статьи Контакты